Немецкие поселения Енисейской губернии

Вторая половина XIX – начало XX веков характеризуются возникновением новых немецких поселений на плодородных, но малонаселенных землях Сибири, в частности, на территории Енисейской губернии. К таким поселениям можно отнести деревню Александровку, основанную в 1906 г. немецко-польскими переселенцами из Волыни, и село Николаевку Краснотуранского района.

Село Николаевка (бывшая колония Гнадендорф) было основано в 1907 г. на участке Сайбар – Малый Карасук Абаканской волости Минусинского уезда. В журнале общего присутствия Енисейского управления от 9 июня 1907 г. имеется запись: “Заведующий переселенческим делом в Енисейско-Иркутском районе, представляя за № 5316 ходатайство крестьянского начальника 2-го участка Минусинского уезда о переводворении переселенцев участка Серебряный Ключ на запасной участок Сайбар – Малый Карасук с переселением последнего в разряд переселенческих, доложил, что на названном участке изъявили желание устроиться переселенцы, прибывшие из Европейской России и проживающие в с. Абаканском (ныне – с.  Краснотуранское, районный центр) и участке Серебряный Ключ Салбинской волости Минусинского уезда”1. В первую очередь речь здесь идет о переселенцах – представителях русской национальности, по ходатайству которых было образовано сельское общество Серебряный Ключ2 , но вместе с русскими на участке Сайбар – Малый Карасук поселились и немцы-колонисты лютеранского вероисповедания3.

Особый интерес представляет информация о приглашении в первой половине XIX в. губернатором Енисейской губернии лютеранских поселенцев в Минусинский уезд. В 1846 г. эта весть достигла немецкой колонии Рыжковой, находившейся в 180 верстах от областного города Омска и существовавшей здесь с начала столетия. Эта колония служила “сборным пунктом для лиц евангелическо-лютеранского исповедания, ссылаемых за неважные преступления в Западную Сибирь”4. Енисейский губернатор обещал, что “желающим будут отведены удобные земли”5, а поскольку в самой колонии к тому времени среди проживавших там финнов, эстов и латышей “не было заметно ни согласия, ни любви”6, то “объявление Енисейского губернатора наделало много шуму, и у многих родилось желание выселиться из этой колонии и найти более благодарную почву, нежели какую представляла Рыжкова”7. Первые переселенцы, поблуждав по отведенным для них местам в 200 верстах от Минусинска, пожив в русских селах, осенью 1850 г. обосновались на речке Суэтук, положив тем самым основание финской колонии Верхний Суэтук. Позднее пастор Косман стал ходатайствовать перед начальником Енисейской губернии о том, чтобы всех ссылаемых в Восточную Сибирь преступников лютеранского исповедания направляли в упомянутую колонию “для большего удобства духовного назидания и совершения духовных треб”8 и 25 марта 1857 г. в Верхний Суэтук прибыла первая партия ссыльных-лютеран. В 1858 г. собравшиеся в колонии латыши основали в 20 верстах к востоку от Верхнего Суэтука свою колонию – Нижнюю Буланку, а к лету 1861 г. в 7 верстах от Нижней Буланки появилась эстонская колония – Верхняя Буланка.

Благосостоянием лютеранских колоний занимались Генеральная Евангелическо-лютеранская Консистория и местное сибирское начальство. Именно Генеральная Консистория “в видах улучшения духовного призрения ссылаемых в Сибирь преступников лютеранского исповедания”9 выступила с предложением об учреждении вблизи уже существующей в Минусинском округе колонии другую – для немцев и латышей – с отводом для нее земли. Кроме того, выражая заботу о культурно-образовательном воспитании колонистов и их детей, она просила также министра внутренних дел “в каждую их означенных колоний назначить кистера и школьного учителя, а для обеспечения положения будущих проповедников сих колоний отвести для пасторов, кистеров и школьных учителей особые участки земли, обязав поселенцев обрабатывать землю для поименованных священно- и церковно-служителей, а также исходатайствовать от казны кистерам и школьным учителям жалованье, в случае отвода для них земель, по 200 руб. в год; устроить в колонии в Верхнем Суэтуке молитвенный дом с жилищем для кистера и помещением для школы”10. Енисейский губернатор, в ответ на требование министра внутренних дел, сообщил в Главное управление, что лучше места, чем Верхняя Буланка, “для устройства колонии из лютеран немецкого происхождения найти невозможно”, и что в нем “заключается удобной земли 9620 десят. 556 саж. Здесь со всеми удобствами можно водворить до 432 душ”11. Позднее по ходатайству финляндского Сената об определении в Восточную Сибирь одного финского пастора и одного катехизатора последовало 25 февраля 1863 г. Высочайшее повеление, согласно которому “лютеранскому пастору, который, по представлению подлежащей Духовной Консистории, будет назначаем Сенатом, иметь свое главное местопребывание в  поселении Верхне-СуэтукШушенской волости,  Минусинского округа, и знать шведский, русский и немецкий языки. На   пастора возложить духовное назидание   не только находящихся в Верхне-Суэтуке   финнов, но и латышей и эстов лютеранского вероисповедания, проживающих в смежных с Суэтуком поселениях Верхней и Нижней Буланки, и вообще всех лютеран в Енисейской губернии”12.

Доказательством того, что немцы в Буланке жили, служит более поздняя информация о немцах-лютеранах в данном селе московского епископа Т. Майера, который совершил поездку по селам Сибири по поручению евангелическо-лютеранской церкви в 1927 г. Он же упоминает и о немецкой лютеранской деревне Гнадендорф (Николаевке), в которой на момент посещения насчитывалось около 1000 жителей, и о немцах деревни (участка) Александровка, расположенной в 40 верстах от колонии Гнадендорф13. Динамику численности жителей лютеранского вероисповедания с 1863 по 1906 годы по Енисейской губернии в целом и в некоторых городах и уездах можно представить в виде следующей таблицы:14

Год

Красноярск

Красноярский уезд

г. Канск

Канский уезд

г. Минусинск

Минусинский уезд

Итого в губернии

1863

53

149

3

-

48

982

1357

1894

114

57

3

4

30

2341

2640

1900

195

101

8

840

206

3408

5510

1901

225

52

1

1194

32

4459

6470

1906

275

62

57

2764

110

5135

8838

К сожалению, данная таблица не позволяет установить точное количество лютеран – немцев, финнов, эстов и т. д. Но по переписи населения Сибири 1897 г. видно, что в Енисейской губернии проживало 950 немцев, их них большая часть – 564 человека – в Минусинском округе15. В целом же к 1 января 1911 г. “германцы” составляли 0,2% племенного состава населения Енисейской губернии16. Кроме компактных немецких поселений, в городах и уездах Енисейской губернии обосновались многие немцы – инженеры, врачи, учителя, промышленники, торговцы, которые сыграли большую роль в становлении и развитии культурной, научной и промышленной жизни губернии.

 

Hosted by uCoz