Немецкие
поселения Енисейской губернии
Вторая
половина XIX – начало XX веков характеризуются возникновением новых немецких
поселений на плодородных, но малонаселенных землях Сибири, в частности, на
территории Енисейской губернии. К таким поселениям можно отнести деревню
Александровку, основанную в 1906 г. немецко-польскими переселенцами из Волыни,
и село Николаевку Краснотуранского
района.
Село Николаевка (бывшая колония Гнадендорф)
было основано в 1907 г. на участке Сайбар – Малый
Карасук Абаканской волости Минусинского уезда. В журнале общего присутствия
Енисейского управления от 9 июня 1907 г. имеется запись: “Заведующий
переселенческим делом в Енисейско-Иркутском районе, представляя за № 5316
ходатайство крестьянского начальника 2-го участка Минусинского уезда о переводворении переселенцев участка Серебряный Ключ на
запасной участок Сайбар – Малый Карасук с
переселением последнего в разряд переселенческих, доложил, что на названном
участке изъявили желание устроиться переселенцы, прибывшие из Европейской
России и проживающие в с. Абаканском (ныне – с. Краснотуранское, районный
центр) и участке Серебряный Ключ Салбинской
волости Минусинского уезда”1. В первую очередь речь здесь идет о
переселенцах – представителях русской национальности, по ходатайству которых
было образовано сельское общество Серебряный Ключ2 , но вместе с русскими на участке Сайбар – Малый Карасук поселились и немцы-колонисты
лютеранского вероисповедания3.
Особый
интерес представляет информация о приглашении в первой половине XIX в. губернатором
Енисейской губернии лютеранских поселенцев в Минусинский уезд. В 1846 г. эта
весть достигла немецкой колонии Рыжковой, находившейся в 180 верстах от
областного города Омска и существовавшей здесь с начала столетия. Эта колония
служила “сборным пунктом для лиц евангелическо-лютеранского исповедания,
ссылаемых за неважные преступления в Западную Сибирь”4. Енисейский губернатор
обещал, что “желающим будут отведены удобные земли”5,
а поскольку в самой колонии к тому времени среди проживавших там финнов, эстов
и латышей “не было заметно ни согласия, ни любви”6,
то “объявление Енисейского губернатора наделало много шуму, и у многих родилось
желание выселиться из этой колонии и найти более благодарную почву, нежели
какую представляла Рыжкова”7. Первые переселенцы,
поблуждав по отведенным для них местам в 200 верстах от Минусинска, пожив в
русских селах, осенью 1850 г. обосновались на речке Суэтук,
положив тем самым основание финской колонии Верхний Суэтук. Позднее пастор Косман стал ходатайствовать перед начальником Енисейской
губернии о том, чтобы всех ссылаемых в Восточную Сибирь преступников
лютеранского исповедания направляли в упомянутую колонию “для большего удобства
духовного назидания и совершения духовных треб”8 и 25 марта
1857 г. в Верхний Суэтук прибыла первая партия
ссыльных-лютеран. В 1858 г. собравшиеся в колонии
латыши основали в 20 верстах к востоку от Верхнего Суэтука
свою колонию – Нижнюю Буланку, а к лету 1861 г. в 7 верстах от Нижней Буланки
появилась эстонская колония – Верхняя Буланка.
Благосостоянием
лютеранских колоний занимались Генеральная Евангелическо-лютеранская
Консистория и местное сибирское начальство. Именно Генеральная Консистория “в
видах улучшения духовного призрения ссылаемых в Сибирь преступников
лютеранского исповедания”9 выступила с предложением об учреждении
вблизи уже существующей в Минусинском округе колонии другую – для немцев и
латышей – с отводом для нее земли. Кроме того, выражая заботу о
культурно-образовательном воспитании колонистов и их детей, она просила также
министра внутренних дел “в каждую их означенных колоний назначить кистера и школьного учителя, а для обеспечения положения
будущих проповедников сих колоний отвести для пасторов, кистеров
и школьных учителей особые участки земли, обязав поселенцев обрабатывать землю
для поименованных священно- и церковно-служителей,
а также исходатайствовать от казны кистерам и школьным учителям жалованье, в случае отвода для них земель, по
200 руб. в год; устроить в колонии в Верхнем Суэтуке
молитвенный дом с жилищем для кистера и помещением
для школы”10. Енисейский губернатор, в ответ на требование министра внутренних
дел, сообщил в Главное управление, что лучше места, чем Верхняя Буланка, “для
устройства колонии из лютеран немецкого происхождения найти невозможно”, и что
в нем “заключается удобной земли 9620 десят. 556 саж.
Здесь со всеми удобствами можно водворить до 432 душ”11. Позднее по ходатайству финляндского
Сената об определении в Восточную Сибирь одного финского пастора и одного катехизатора последовало 25 февраля 1863 г. Высочайшее
повеление, согласно которому “лютеранскому пастору, который, по представлению
подлежащей Духовной Консистории, будет назначаем
Сенатом, иметь свое главное местопребывание в поселении Верхне-Суэтук, Шушенской
волости, Минусинского округа, и знать шведский, русский и немецкий языки.
На пастора возложить духовное назидание не только находящихся в Верхне-Суэтуке финнов, но и латышей и эстов
лютеранского вероисповедания, проживающих в смежных с Суэтуком
поселениях Верхней и Нижней Буланки, и вообще всех лютеран в Енисейской
губернии”12.
Доказательством того, что немцы в Буланке жили, служит более
поздняя информация о немцах-лютеранах в данном селе московского епископа Т.
Майера, который совершил поездку по селам Сибири по поручению
евангелическо-лютеранской церкви в 1927 г. Он же упоминает и о немецкой
лютеранской деревне Гнадендорф (Николаевке),
в которой на момент посещения насчитывалось около 1000 жителей, и о немцах
деревни (участка) Александровка, расположенной в 40 верстах от
колонии Гнадендорф13. Динамику численности жителей лютеранского вероисповедания с 1863
по 1906 годы по Енисейской губернии в целом и в некоторых городах и уездах
можно представить в виде следующей таблицы:14
Год |
Красноярск |
Красноярский
уезд |
г. Канск |
Канский уезд |
г. Минусинск |
Минусинский
уезд |
Итого в
губернии |
1863 |
53 |
149 |
3 |
- |
48 |
982 |
1357 |
1894 |
114 |
57 |
3 |
4 |
30 |
2341 |
2640 |
1900 |
195 |
101 |
8 |
840 |
206 |
3408 |
5510 |
1901 |
225 |
52 |
1 |
1194 |
32 |
4459 |
6470 |
1906 |
275 |
62 |
57 |
2764 |
110 |
5135 |
8838 |
К
сожалению, данная таблица не позволяет установить точное количество лютеран –
немцев, финнов, эстов и т. д. Но по переписи населения Сибири 1897 г. видно,
что в Енисейской губернии проживало 950 немцев, их них большая часть – 564
человека – в Минусинском округе15. В целом же к 1 января 1911 г. “германцы”
составляли 0,2% племенного состава населения Енисейской
губернии16.
Кроме компактных немецких поселений, в городах и уездах Енисейской губернии
обосновались многие немцы – инженеры, врачи, учителя, промышленники, торговцы,
которые сыграли большую роль в становлении и развитии культурной, научной и
промышленной жизни губернии.